АТОЛ 22Ф – Обновление прошивки и настройка EOU

Далее последует длиннопост о том, как же обновлять этого зверя своими силами, где брать файлы прошивок, как настраивать службу EthernetOverUSB для обмена данными с ОФД, а так же немного лайфхаков из собственного опыта. Вся инструкция далее была создана и написана путем проб и ошибок из-за очень скудного количества информации на данную тему в интернетах. Возможно, с обновлением прошивок может что-то меняться, но при наличии логики и умения думать, можно разобраться.

Вступление и условности

  • Вход в сервисные меню аппарата и какие либо действия и махинации с ним выполняются с предварительно выключенной ККТ и зажатой кнопкой лентопротяга, далее включение ККТ.
  • При включении ККТ с зажатой кнопкой лентопротяга происходит инициализация ККТ и индикация в виде одного писка и проверки ножей отрезчика. В статье условимся, что первый технологический пик мы не считаем. Отчет пиков идет после движения ножей, если не указано иное.
  • В сервисном меню для выбора подменю используется кнопка лентопротяга, номер пункта меню соответствует количеству нажатий на кнопку для выбора данного меню.
  • В случае выполнения работ непосредственно на торговой точке обязательно предварительно закрываем смену и дожидаемся отправки данных в ОФД. Для проверки можно снять X-отчет и посмотреть на пункт “Неотправленых ФД” (цифра не должна быть больше нуля).
  • Перед началом работ необходимо разобрать аппарат (снять нижнию крышку) для доступа к переключателям
  • Условные сокращения и пояснения:
    • ККТ – Контрольно-кассовая техника или по-простому – кассовый аппарат
    • БУ – Блок управления. Его версию (Rev) можно подсмотреть внизу платы (рядом с передней панелью)
    • Комбинированная прошивка – прошивка для bootloader и центрального процессора

Различия между разными версиями платы блока управления

Визуальные различия плат (от этого могут зависить действия, описанные в статье):

  • На плате БУ rev. 5.25 для переключения между режимами BOOT и NORM используются перемычки, а на rev. 5.6 переключатели.
  • Аппараты с rev. 5.25 легко разбираются четырьмя болтами по периметру корпуса, а на rev. 5.6 имеется 5 болтов (1 крестовой (под ФН) и 4 под звездочку)
  • На аппаратах с rev. 5.6 имеется Ethernet разъем, а на 5.25 нет.
  • На аппаратах с rev. 5.6 используется специальный интерфейсный кабель (rj45-com) для подключения ККТ к ПК.

Выбор прошивки и загрузчика

Прошивка: На данный момент актуальная версия прошивки для ККТ АТОЛ 22Ф – 7942 с поддержкой КЗ-10 (приобретается отдельно). В зависимости от версии платы БУ необходимо выбрать тот или иной файл.

КЗ10 – что за зверь такой? Это “Код защиты №10” – очередная дойная корова от АТОЛ, с помощью которой АТОЛ пытается сколотить сверхприбыль с уже проданных аппаратов.

Данный код защиты разблокирует некоторые “обязательные” функции, такие как:

  • НДС 20% (вместо устаревших 18%)
  • Безналичные вместо Электронных средств платежа

Стоит он у партнеров +- 2 000 рублей. Внимание! АТОЛ заявляет, что с покупкой КЗ10 у партнеров, есть возможность получить утилиту для безразборного способа обновления аппарата (уточняйте данную возможность у партнеров АТОЛ)

Загрузчик: На данный момент актуальная версия загрузчика 2893, если версия ниже, то необходимо обновление. Файл выбирается в зависимости от платы БУ.

Прошивки для АТОЛ 22Ф

Версия прошивкиБУ 5.25 (f52)БУ 5.6 (f63)
7020https://yadi.sk/d/4a4ycGdshRCjYQhttps://yadi.sk/d/6JX5xwM-zC3xCQ
7629https://yadi.sk/d/E_JvGN4Kr689wghttps://yadi.sk/d/TlD2vP3pm3G0TA
7733https://yadi.sk/d/KPCoFJOddH0Vswhttps://yadi.sk/d/krNnl_VqmstUcA
7942https://yadi.sk/d/0frt67CH3vwi-ghttps://yadi.sk/d/eSmztgZ_ZdiLyg

Закрузчики для АТОЛ 22Ф

Версия загрузчикаБУ 5.25 (f52)БУ 5.6 (f63)
2893https://yadi.sk/d/0QxWll87gUxOawhttps://yadi.sk/d/0QxWll87gUxOaw

Ссылка на папку на Яндекс.Диске с полным архивом вышеперечисленного: https://yadi.sk/d/LWj0M1J4UIvKxg

Подготовка

  1. Переключаем режим работы аппарата на USB
    • Зажимаем кнопку лентопротяга и включаем ККМ
    • Ждем 4-го пика и отпускаем кнопку
    • Распечатается чек сервисного режима. Выбираем “2. Канал обмена”.
    • Распечатается меню “Канал обмена” с вариантами выбора. Выбираем “3. USB”.
    • В меню “Сервисный режим” выбираем “1. Выход”. ККМ будет перезапущена в нормальном режиме.
  2. Распечатываем информацию о ККМ
    • Зажимаем кнопку лентопротяга и включаем ККМ
    • Ждем 1 пик и отпускаем кнопку
    • Распечатается чек с информацией о ККТ
      • В чеке нам потребуется информация:
        • ID Серии (XXXX) – в скобочках будет указан текущий номер прошивки
        • В разделе “ID Серии” под номером 3 проверяем версию загрузчика (2893 – Эталонное ПО)
        • В разделе “КОД ЗАЩИТЫ 4” указывается код защиты, потребуется после перепрошивки.

Прошивка аппарата

  1. Подключаем съемный диск ККТ для копирования прошивки на ККТ
    • Выключаем ККТ, зажимаем кнопку протяжки, включаем тумблер и НЕ ДОЖИДАЯСЬ технологического пика быстро жмем три раза на кнопку.
    • ККТ издаст звук в виде победной мелодии, а на компьютере появится съемный диск “ATOL FPrint”
    • На горячую (не выключая ККТ) переключаем перемычку “Boot” в положение “BOOT”
  2. Копируем файл прошивки в только что подключенный диск
    • Во время загрузки на ККТ будет моргать зеленый светодиод
    • После окончания загрузки на ККТ начнет моргать красный светодиод и она издаст 2 раза одиночный пик
    • Дожидаемся окончания загрузки, ККТ сообщит нам об этом двойным пиком и включением зеленого светодиода
  3. Прошиваемся
    • Выключаем питание ККТ
    • Переставляем перемычку “Boot” в положение “NORM”
    • Включаем ККТ
    • Ждем 3 повторяющихся пика
    • Переключаем перемычку “Boot” в положение “BOOT”
    • Ждем постоянно повторяющихся одиночных пиков
    • Выключаем ККТ
    • Переключаем перемычку “Boot” в положение “NORM”
    • Включаем ККТ
  4. Настраиваем связь ККТ с ПК
    • Заходим в драйвер АТОЛ, ищем порт по которому подключена ККТ
  5. Восстанавливаем код защиты
    • В окне “Тест драйвера ККТ” выбираем режим “4. Программирования”, ставим галку “Устройство включено” и жмем “Войти”
    • Если не появилось ошибок, значит все хорошо. Мы вошли.
    • Переходим на вкладку “Прогр.”
    • Выбираем: Таблица: 10 | Ряд: 4 | Поле: 1
    • В поле “Значение” вписываем код защиты из первого информационного чека
    • Жмем кнопку “Установить поле”
    • Если не появилось ошибок, значит все хорошо.
    • Жмем “Выйти” для выхода из режима программирования.

Окончательная настройка

  1. В случае, если обновление производится без замены ФН, необходимо выполнить перерегистрацию кассы
    • Запускаем утилиту “Утилита для регистрации ККТ АТОЛ”, ждем обнаружения кассы. Если долго не обнаруживает, то жмем “Отмена” и перезапускаем кассу и данный процесс.
    • После обнаружения жмем “Далее” и выбираем “Перерегистрация”
    • Причина перерегистрации: “Смена оператора фискальных данных”, далее.
    • Проверяем данные на корректность.
      На некоторых кассах может быть не заполнено второе поле “Место расчетов” с адресом магазина. Заполняем его, копируя текст из поля “Адрес (место расчетов)”
    • Изменяем параметр “ФФД: 1.0” на “1.05”, далее
    • Вписываем наименование оператора ОФД ( напр. “Компания “Тензор”, ООО ), адрес сервера ОФД ( kkt.sbis.ru ), порт ( 7777 ), DNS (8.8.8.8), проверяем канал обмена (должен быть Ethernet Over USB), жмем далее. Примечание: Указанные данные вы можете получить у своего ОФД провайдера.
    • Еще раз проверяем все параметры
      Если ошиблись и нажали “Назад” (для подправить), то проверяем все данные, т.к. утилита сбрасывает все изменения при возврате на предыдущий шаг.
    • Жмем “Выполнить” для выполнения перерегистрации и записи всех значений в ККТ. По окончании процесса получаем отчет об изменении параметров регистрации.
  2. Переключаем режим работы аппарата на RS232
    • Зажимаем кнопку лентопротяга и включаем ККМ
    • Ждем 4-го пика и отпускаем кнопку
    • Распечатается чек сервисного режима. Выбираем “2. Канал обмена”.
    • Распечатается меню “Канал обмена” с вариантами выбора. Выбираем “2. RS232”.
    • В меню “Сервисный режим” выбираем “1. Выход”. ККМ будет перезапущена в нормальном режиме.
  3. Настраиваем скорость работы RS232. 
    При переключении между режимами работы с USB на RS232 происходит обнуление скорости обмена на 4800 бод.
    • Открываем тест драйвера ККТ и входим в “Настройка свойств”
    • Жмем “Параметры оборудования”, открываем вкладку “Устройства”
    • Находим параметр “Устройство 1” и выбираем скорость обмена 115200 бод
  4. Настраиваем клише на ККТ
    • Открываем тест драйвера ККТ и входим в “Настройка свойств”
    • Жмем “Параметры оборудования”, открываем вкладку “Клише/реклама”
    • Вписываем необходимую информацию.
    • Применяем настройки, проверяем нажатием на “Печать конца чека”, “Печать клише”, “Печать конца чека”.

Подключение кассового аппарата к ПК (неочевидный лайфхак)

Путем множественного тестирования было выявлена нестабильная работа аппаратов при работе по USB (по крайней мере с Windows 7 как x32, так и x64). Проблема проявлялась в том, что кассовый аппарат через некоторое время просто переставал отвечать по интерфейсному порту, помогал перезапуск кассы. На некоторых магазинах такие перезапуски были стабильно раз в пол часа, а на некоторых раз в день. В следствие чего было принято решение подключать USB кабель для обмена данными с ОФД и RS232 для обмена данными с торговой программой. После этого проблема ушла.

При подключении кассы к компьютеру в USB режиме (меняется в сервисном меню) подключается два виртуальных COM-порта (ATOL USB). Нам необходимо выяснить по которому из них идет обмен с ОФД, а по которому идет обмен с кассовым ПО. Для этого запускаем драйвер ККТ, заходим в поиск устройств, выбираем модель кассы и ищем на каком порту висит аппарат. Второй порт будет портом для обмена с ОФД (по нему касса не будет обнаруживаться).

Запоминаем номер COM-порта (ну или записываем, если с памятью проблемы), переводим кассу в режим работы через RS232 и настраиваем EthernetOverUSB.

Настройка передачи данных EthernetOverUSB

Запускаем утилиту “Управление драйверами” из комплекта драйвера АТОЛ (DTOintegrator.exe), переходим на последнюю вкладку “Служба EthernetOverUSB” и указываем:

  • Автозапуск: ставим галку
  • Путь к службе: указываем путь к EthOverUsb.exe в комплекте драйвера (обычно уже указан правильный путь)
  • В разделе “Подключенные ККМ” жмем “Добавить” и указываем произвольное имя аппарата (я обычно указываю модель аппарата) и номер COM-порта для обмена данными, с которым мы определились в предыдущем пункте.

Полезные ссылки

Далее приведу полезные ссылки, которые помогли составить данную статью и вообще будут полезны, если вы решили заняться обслуживанием АТОЛ 22Ф:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *